Задачей Cisco Unified Presence Server - сервера присутствия является сбор информации о текущем состоянии доступности клиента и возможности подключения к клиенту альтернативными способами. Используя информацию, предоставляемую сервером присутствия, приложения Cisco Unified Personal Communicator и Cisco CallManager автоматически оптимизируют свою работу за счёт выбора наиболее оптимального метода связи абонентов. Это в свою очередь позволяет более эффективно использовать существующие на предприятии ресурсы, повысить эффективность бизнес процессов и упростить сетевую инфраструктуру.
Cisco Unified Presence Server использует протоколы SIP (Session Initiation Protocol) и SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions). Первый предназначен для управления и контроля сеансами связи между конечными устройствами. Второй позволяет поддерживать мгновенный обмен сообщениями (instant messaging - IM) и контролировать присутствие абонентов.